Об авторе

Ирина Богатырёва писатель, фольклорист, музыкант. Автор книг "АвтоSTOP", "Товарищ Анна", "Луноликой матери девы", "Кадын", "Жити и нежити", "Формула свободы", "Ведяна", "Говорит Москва", "Белая согра", "Я - сестра Тоторо". Рассказы и повести переводились на английский, французский, китайский, голландский, шведский, итальянский, арабский языки и маратхи. Автор литературной обработки сборника алтайских народных сказок "Рыжий пёс".
Родилась в Казани, выросла в Ульяновске. Закончила Литературный институт им. Горького и Российский государственный гуманитарный университет. Постоянный автор журналов "Октябрь", "Новый мир", "Дружба народов", "Кольцо А", "День и Ночь" и др.  Дипломант премии "Эврика!", финалист премии "Дебют", лауреат премии журнала "Октябрь", премии "Белкина", премии Гончарова, премии Крапивина. Лауреат премии Михалкова за литературу для юношества и подростков. За роман "Кадын" получила премию Студенческий Букер. За повесть "Я - сестра Тоторо" получила 3 место в премии по детской литературе Книгуру.

Член Союза писателей Москвы.
Играет на варгане в ансамбле "Тихiй омутъ".

Интервью

"Искренность - основа хорошей литературы". Интервью для портала "Дегуста"

"Фольклор для меня прежде всего люди. Конечно, любовь к нему начиналась стандартно — с увлечения песнями, музыкой, сказками (и не в последнюю очередь их интерпретатором — В. Проппом), обаяния «страшных» историй — быличек и их персонажей — домовых, леших и т.д. Но очень быстро, при первом же профессиональном погружении стало понятно, что это не главное, главное — люди, которые всё это рассказывают и то, для чего они это делают".

Зачем нам чемодан без ручки?
В московской библиотеке имени А.П. Чехова состоялся разговор о детской литературе с писателями, лауреатами премии «Книгуру» Ириной Богатырёвой и Ириной Лукьяновой.

"Мы все живём в фольклоре и не замечаем этого".
О фольклоре, Волге и чувстве пространства - в интервью для портала "Ульяновск - литературный город ЮНЕСКО".
Бесдовала Гала Узрютова

"- Собираетесь ли исследовать Поволжье и написать что-то об этом?

- Да, я уже написала роман, замешанный на поволжском фольклоре, мифологизации Волги и вообще поволжском типе. Не этническом, потому что Поволжье – это дом для разных этносов, каждый привнёс что-то своё, но именно культурном типе – роман о человеке реки, если так можно выразиться. Кроме того, это роман об экологии, что для меня тоже очень важно. Я воспринимаю природу как живое существо, которому сейчас нужна помощь человека как никогда, и в романе антропоморфным образом, требующим защиты, становится именно река. Я надеюсь, что в следующем году он будет опубликован".

Ток-шоу "Культуротека". Об этнопрозе и премии Русский Букер с писателем Ириной Богатырёвой беседует Игорь Попов. Подкаст прямого эфира.

Неназванное пространство
Ирина Богатырева о мифологии, игре на варгане и дороге как состоянии обнуления.
Беседовала Лета Югай.
"...Дорога – это состояние обнуления. Когда ты живешь на одном месте, в понятном тебе мире, у тебя расписание, и ты какой-то весь заданный. Вот этим летом у меня был опыт конного путешествия по Укоку (плоскогорье в Республике Алтай). Это километры пустого пространства, когда у тебя только небо и степь. Было довольно прохладно, поэтому трава не выгорела. Земля пропитана водой. Копыта чавкают в земле. И многие часы, 8–9 в день, такого монотонного движения. Физической усталости меньше, чем в обычном походе, и в какой-то момент наступает состояние полного опустошения. Ты перестаешь думать, сливаешься со всем этим, смотришь вокруг себя, будто у всего еще нет имен. Пространство не названное, звери не названные, и ты такой же – без имени. И не обязательно для этого, чтобы были степь и простор. Иногда вокруг люди, машины, поезда. Но вот это состояние, что ты можешь на все смотреть свежими глазами, это для меня важно".
Полностью читать здесь.

"Иное" мышление. Интервью с Ириной Богатырёвой.
- Критик Валерия Пустовая пишет, что в «Кадын» через осмысление пазырыкцев вы находите коллективные ценности, без которых невозможна человеческая самореализация и которых так не хватает в современности. Что это за ценности?
- Поиск был бессознательным. Недавно я читала мифологию Проппа и увидела, что многие нащупанные мной моменты действительно совпадают. Но в этом нет ничего удивительного. Эти элементы мне удалось выцепить из мышления, о котором я говорила. Глубоко в нашем сознании есть коды, которые действуют и сейчас, хоть и попав в рамки цивилизации. В "Кадын" делается большой акцент на обряд инициации - когда подросток становится взрослым человеком. Это ключевой этап жизни человека для любой древней культуры. "Смерть" и полное перерождение. Человек рождается дважды: первый раз физически, и духовно - в этот момент. Мы такого практически лишены. Тем не менее, я уверена, что каждый человек в жизни способен отследить момент, в который он сказал себе "да, я стал взрослым". Момент, перевернувший сознание.

Разные настроения прозы. Интервью для "Литературной газеты", 2013 г.
– Ирина, судя по вашей прозе, тема дороги имеет для вас особое, символичное значение. Почему именно дорога, а не, скажем, дом или река?
– Дорога – это движение, постижение, путь в неизвестное. Это не только символ, это, похоже, моё состояние. Я не мыслю себя без путешествия, без дороги. Для меня просидеть дома две недели – уже тяжело. Надо срочно куда-то поехать, встряхнуться, хоть бы просто сесть на электричку в дальнее Подмосковье. Мелькание за окном меня успокаивает и погружает в себя. Статика, напротив, вызывает тревогу.
В этом смысле река как символ мне так же близка, она находится в том же ряду, что и дорога, но вот дом – пожалуй, нет, это из другой области бытия.

Интервью порталу "Эксперимент"
Какой совет Вы бы могли дать человеку, который находится в состоянии «душевной пустоты»?
Пойти на природу. Побыть там подальше и по возможности одному. Она лечит.

Связаться

e-mail
канал в телеграмме
в контакте
в фейсбуке
ЖЖ "Варганный дом"

Отметьте у себя в блоге
и порекомендуйте эту страницу друзьям: