Роман Ирины Богатырёвой «Кадын» реконструирует быт и воззрения древних племен Алтая. Поводом к сюжету стал научный факт: обнаруженное на Алтае уникальное захоронение молодой женщины. Находка дала импульс новейшим исследованиям культуры так называемых “пазырыкцев”, предположительно населявших алтайские горы в 8-6 веках до нашей эры. Сведения науки об этом народе отрывочны: ни история, ни происхождение его доподлинно не установлены. Однако то, что сокрыто от научного анализа, явлено художественной интуиции.
Роман написан на пересечении личной истории (в жанрах биографии и романа воспитания) и истории народа (в жанрах эпоса и сказки). Раскрывая историю возвышения героини от воина до царицы в контексте развития самосознания ее народа, молодая писательница доказывает неразрывную связь индивидуального становления с судьбой родной страны. Книга Ирины Богатырёвой – удивительный и редкий в контексте современной литературы опыт утверждения коллективных ценностей как необходимых личности ориентиров в развитии и самореализации. И то, что подобный опыт осуществлен в рамках жанра, граничащего с фентези и исторической реконструкцией, лишний раз доказывает, как трудно, да и почти невозможно современному писателю найти решить такой сюжет на материале современной жизни.
Роман Ирины Богатырёвой реконструирует не просто когда-то реально существовавший миф. Он реконструирует сам принцип отношения к жизни, помогавший нашим предкам выживать и отстаивать свои ценности. Главной героине суждено стать “кадын”, царицей, в момент роковых перемен в жизни и духе своего “люда”. Роман запечатлевает момент золотого века и последующего разрушения традиционных ценностей народа, позволяя читателю сначала погрузиться в мир четких принципов, ясных ценностных координат, выдающейся доблести и общепризнанных добродетелей, а потом вместе с героиней-царицей сожалеть об этом уходящем мире, где жизнь покоилась на основания добра, верности м мужества и потому проживалась осознанно и полно.
В романе "Кадын" И. Богатырёва работает на стыке жанровых законов: в тексте мистические и фантастические элементы сопрягаются с документальными, эпическое повествование о судьбе и гибели народа – с глубоко личностными переживаниями главной героини. Критики уже успели определить роман как жанр историко-биографический. И хотя обычно этот жанр связан с документальностью материала, в данном случае интуитивная составляющая преобладает над научным подходом. Богатырёва обращается к мифу как к универсальной парадигме бытия, по его законам строится жизнь героев, выстраивается мотивация романных событий. Он же становится мостом, соединяющим сознание современного читателя с предельно удалённым от него миром. Художественное постижение неуловимой тайны жизни, - такова классическая литературная задача, решаемая в романе. Всё это помещает "Кадын" в поток современной новой русской литературы, находящейся в поиске новой универсальной системы ценностей.
Валерия Пустовая, критик